Москва принимает выставку «Макс 100. Кот истории»
Столичный Музей современной истории России спешит представить выставку «Макс 100. Кот истории», которую приурочили 100-летию со дня рождения Макса Бирштейна. Часть его поразительного творчества – кошки. Именно они представляют новую экспозицию, состоящую из 4-х разделов: «Грузия», «Азия», «Север», «Россия». Художник всюду искал удивительные сюжеты, за счет чего он с особой легкостью перескакивал между жанрами и странами. Картины, которые сейчас представлены на выставке, стали результатом этой необычной работы.
Бирштейн больше походил на зарубежного киногероя, поэтому советский художник в нем узнавался с трудом. В отечественных гостиницах его зачастую считали иностранцем, потому что цилиндр и бабочка были его неотъемлемыми атрибутами. Он наслаждался жизнью, морем и живописью. Практически всю жизнь путешествовал. В 1956-м году стал матросом на корабле, который отправлялся из Калининграда и шел на Дальний Восток.
Дочь известного художника, Анна Бирштейн, рассказала: «Невероятно радовался тому, что попал на корабль моряком. Официально он был записан в матросы, но никакую работу на корабле не делал».
Суриковское училище стало вторым домом Макса Бирштейна, но в войну было эвакуировано в Самарканд. Это и стало его первым путешествием. После этого художник поехал на Север, добрался до Чукотки. Как итог – целая серия уникальных работ.
Георгий Никич, куратор выставки, рассказывает: «На этой картине персонажами стали олени. А вот тут изображены люди. Здесь что-то плохое случилось. Что? Умер Иосиф Сталин. Да, картина небольшая, но на нее следует посмотреть внимательно».
Макс Бирштейн был членом Союза художников, показывал картины в общих выставках, но его творчество было, вне всяких сомнений, выше всех идеологий. Написанные с натуры картины, повествующие об оленеводах, стали частью официального заказа.
«Он не мог изменить высоким идеалам искусства, не предал и свой потрясающий дар, – отмечает Леонид Бажанов, историк искусств. – Бирштейн не мог предать нравственность и этические ценности ради мнимого комфорта. Искусство для него было защитными очками, которые позволяли смотреть на мир по-другому».
Свидетелями его многочисленных путешествий стали фарфоровые кошки, которые Бирштейн привозил из разных стран. Художник был учеником Фалька, Грабаря, Тышлера, считался последователем импрессионистов. Наша планета огромна, но мир Макса Бирштейна был еще больше.
Комментарии (0)